Государственное
общеобразовательное учреждение лицей № 179
Калининского района Санкт-Петербурга
"Согласовано"
Руководитель
кафедры
учителей
начальных классов
____________
Ховрычева Ж.А.
Протокол
№ 2 от "08"ноября 2013 г.
|
"Согласовано"
Заместитель
директора по УВР
___________
Касьянова Л.А.
|
I.
ОБЩИЕ
ПОЛОЖЕНИЯ
Настоящее
Положение разработано в соответствии с Законом Российской Федерации «Об
образовании», Типовым положением об общеобразовательном учреждении, утвержденного
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 г ., на основе программных
требований ОС «Школа 2100».
1.2. Положение о едином орфографическом режиме в
начальной школе ГБОУ лицея №179 (далее лицея) разработано с целью формирования
общей культуры обучающихся и педагогических работников.
1.3. Единый орфографический режим в начальной
школе лицея – это единые требования к письменной речи обучающихся и
педагогических работников.
1.4. Цели введения единого орфографического
режима в начальной школе лицея:
- устранение разночтений в оформлении
письменных работ учащихся по всем позициям и регулирования системы требований к
младшим школьникам;
- создание условий для формирования
культуры оформления письменных работ и формирования соответствующих навыков по
ведению тетрадей.
1.5. Единый
орфографический режим определяет следующие процедуры:
- стандарты при оформлении записей;
- регламент проверки тетрадей учителями.
1.6. Настоящее Положение распространяется на всех
обучающихся и педагогических работников начальной школы лицея.
II. ТРЕБОВАНИЯ
К ОФОРМЛЕНИЮ И ВЕДЕНИЮ ТЕТРАДЕЙ
2.1. Все записи в тетрадях следует оформлять
каллиграфическим аккуратным почерком.
2.2. Пользоваться шариковой ручкой с чернилами
фиолетового (синего) цвета.
2.3. Все подчеркивания, начертания геометрических
фигур выполняются простым карандашом.
2.4. Ошибки зачеркивать ручкой, правильный ответ
писать ручкой. Букву или цифру зачеркиваем одной чертой наискосок, слово или
выражение зачеркиваем горизонтальной
чертой. Недопустимо обводить написанную букву несколько раз.
2.5. В начальной школе ученики имеют тетради для
выполнения всех видов обучающих и контрольных
работ по базовым предметам.
Математика и русский
язык:
2 тетради (для текущих работ)
1 тетрадь (для контрольных работ.)
Изложение и сочинение относятся к работам творческого характера и
подписываются как тетради для работ по развитию речи.
Тетрадь по литературному
чтению на печатной основе, в которой
выполняются творческие виды работ (сочинения, рисунки, планы к
произведениям, определения литературных понятий и пр.).
Для уроков окружающего
мира использование тетрадей на печатной основе. В соответствии с программными
требованиями допускается наличие тетрадей по музыке, иностранному языку, факультативных
курсов и др.
Не требуется ведение
тетрадей по труду, ИЗО, физической культуре, ОБЖ, ПДД.
II.
ОФОРМЛЕНИЕ
НАДПИСЕЙ НА ОБЛОЖКЕ ТЕТРАДЕЙ
Тетради
учащихся 1-го и 2-го классов подписывает
учитель. Тетради учащихся 3-4 классов подписывают сами учащиеся под
руководством учителя.
Надписи
на обложках необходимо оформлять по
единой форме, с соблюдением норм каллиграфии.
Тетрадь
№1 ( №2, №3)
для (контрольных) работ
по математике (русскому
языку)
ученика 3 класса «А»
лицея №179
Антонова
Никиты
Предлог «по» пишется на одной строке с названием предмета. Нумерация
класса пишется арабскими цифрами. Фамилию и имя следует писать в форме
родительного падежа. Сначала пишут фамилию, а затем полное имя. Точка в конце
надписи не ставится.
Работу
над ошибками выполнять в рабочих тетрадях. Ежедневная работа над ошибками должна представлять собой
целостную систему, результативность которой прослеживается в повышении качества
обучения.
В начальной школе тетради
проверяются ежедневно в
обязательном порядке. Проверка контрольных работ осуществляется к следующему
уроку. Работы учащихся проверяются учителем чернилами красного цвета.
Оценивание письменных текущих и контрольных работ осуществляется согласно
принятым нормам оценок. Тетради для контрольных работ показываются родителям и
хранятся в классе до конца учебного года.
III.
ОФОРМЛЕНИЕ
ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
3.1.
После классной и домашней работы следует
отступать две строчки (пишем на
третьей). При оформлении красной
строки делается отступ вправо не
менее 2 см
(два пальца). Соблюдения красной строки требуется с первого класса при
оформлении текстов, начала нового вида работы. В ходе работы строчки не пропускаются. Новая
страница начинается с самой верхней строки,
дописывается до конца страницы, включая последнюю строку. Слева при оформлении
каждой строки отступается от края не более 0,5 см . Справа строка
дописывается до конца. Использование правил переноса обязательно. Не
допускается необоснованное наличие пустых мест на строке.
3.2. Запись даты написания работы по русскому языку
(и математике) ведется по центру рабочей строки. В первом классе в период
обучения грамоте запись даты ведется учителем или учащимися в виде числа и
начальной буквы названия месяца:1 д. По окончании этого периода дата
записывается полностью: 1 декабря. С 4 класса в записи даты по русскому
языку писать числительные прописью: Первое декабря
После указания числа, классной работы, темы урока,
названия диктанта (изложения, сочинения) точка не ставится.
Запись названия работы проводится на
следующей рабочей строке (без пропуска) по центру.
Например: Классная
работа
Домашняя работа
Работа над ошибками
Вариативность
работы фиксируется на следующей строке по центру или на полях (краткая форма
записи):
В- I
3.3.
Слово упражнение пишется полностью с 3 класса только
в домашней работе. Номера упражнений, выполняемых в
тетрадях, указываются при их полном объеме. Если упражнение выполняется не
полностью, то не указываются.
Образец:
Упражнение 234
3.4.
В
работе, требующей записи в столбик, первое
слово пишется с маленькой буквы. Знаки препинания (запятые) не ставятся.
Например: ветер
восток
песок
При выполнении подобного
вида работы в строчку первое слово пишется с красной строки, с большой буквы,
через запятую.
Например: Ветер,
восток, песок.
3.5.
При выполнении различных видов разбора
требуется соблюдение принятых норм сокращений слов, обозначений терминов.
Сокращается слово только на согласные:
глухой-гл., звонкий-зв., согласный-согл., твердый-тв.,
существительное-сущ.
прилагательное-прил.
глагол-гл.
предлог-пр.
мужской род-м.р.
женский род-ж.р.
средний род-ср.р.
Прошедшее время-прош.
Настоящее время-наст.
Будущее время- буд.
Единственное число-ед.ч.
Множественное число-мн.ч.
Название
падежа указывается заглавной буквой (Им.п., Р.п., Д.п., В.п., Т.п., П.п.)
Следует определить, что
обозначения над словами
выполнять ручкой с зеленой пастой, а также простым острозаточенным карандашом. Все
подчеркивания делаются по линейке только карандашом.
Некоторые виды работ
можно проводить и без линейки, при наличии у детей сформированного навыка
работы с карандашом.
При оформлении письменных
видов разбора следует соблюдать образцы программы «Школа 2100». Обращать
внимание учащихся на постановку имеющихся тире, точки и запятой после
определенных сокращений терминов.
В математике при
сокращении наименований единиц измерений точки не ставятся.
Например: мм, м,
см, ч, мин, км, кг, г и др.
Учащиеся 1-2 классов
пишут в тетрадях в узкую линию. Переход на широкую линейку определяется со 2
класса с учетом наличия у учащихся успешно сформированного навыка письма.
3.6.
Методика
проведения «Минуток чистописания» требует соблюдение содержания, объема и
периодичности проведения:
1 - 2 класс- 2 строки, ежедневно.
4 класс- 3 строки, 2-3 раза в неделю.
Упражнения
по чистописанию в начальной школе выполняются либо в отдельной тетради, либо в
рабочей. Для стимулирования детей в практике используются
различные приемы поощрения: надписи на обложке («Твою тетрадь приятно
проверять!», «Пишу красиво и грамотно», «Чистюлька», «Пишу на «5»!), выставки
лучших тетрадей. К приемам стимулирования относятся и ежедневное оценивание
выполненных работ в отношении каллиграфии. Обычно оценка выносится на поля.
Рекомендуется иногда выставлять оценки и в журнал. Но не следует превращать
работу по каллиграфии в своеобразное наказание для детей. Учитель должен
помнить о принципах дифференцированного подхода.
IV.
ОФОРМЛЕНИЕ ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ ПО МАТЕМАТИКЕ
4.1. Между классной и домашней работами
следует отступать 4 клетки (на пятой клетке начинается следующая работа). Между
видами упражнений в классной и домашней работах отступаются две клетки вниз. Следует отметить, что
для заглавных букв клетка не отводится, т. е. для них считается одна из двух
(четырех) клеток. Между столбиками выражений, уравнений, равенств и прочими
отступаются три клетки вправо
(пишем на четвертой). Дату можно записывать традиционно посередине, допускается
запись на полях.
В любой работе
отступается одна клетка слева от края тетради (5 мм ).
Традиционно в тетрадях
отмечаются виды заданий. Слово «Задача»
пишется посередине строки, отмечается номер.
4.2. Оформление задач также требует
соблюдения принятых норм. Краткая запись условия задач оформляется в
соответствии их вида. «Главные» слова пишутся с большой буквы. На первых этапах
обучения допускается их неполная запись (по начальным буквам).


Большие - 3м. Б.-3 м .
В 1-4 классах нет
необходимости писать слово «Решение».
Существует несколько форм
записи решения задач: по действиям, по действиям с письменными пояснениями, по
действиям с записью вопроса, выражением, уравнением.
Слово «Ответ» пишется с
заглавной буквы под решением. В первом классе ответ записывается кратко.
Позднее учащиеся должны писать полный ответ. Например:
Ответ: всего купили 10
мячей.
При записи условия задачи
в виде таблицы, нет необходимости ее вычерчивания. Учащиеся заполняют графы,
отступая от них две-три клетки. Названия граф (колонок) пишется с большой
буквы.
4.3. При оформлении решения выражений на порядок действий следует требовать от учащихся соблюдения следующих норм:
·
записать
выражение полностью;
·
указать
цифрами над знаками порядок действий;
·
расписать
выполняемые действия по порядку (применяя устные или письменные приемы
вычислений), отступив вниз одну клетку;
·
записать
окончательное значение выражения.
Например:
3 1
4 2
3450-145 х 2+1265:5=3413
1)145 х 2=290

6 253 290 253
15 3160 3413
Образец оформления уравнений:
Х + 26 = 47
Х = 47 – 26
Х = 21
21 + 26 = 47
47=47
Ответ: 21.
Все
письменные вычисления выполняются справа
от уравнения
4.4. Оформлению записи задач геометрического типа учащихся также необходимо обучать.
Все чертежи выполняются
простым карандашом по линейке. Измерения можно подписывать ручкой. Обозначения
буквами выполняются печатным шрифтом, прописными буквами латинского алфавита.

Д С
Слова длина, ширина прямоугольника допускается обозначать кратко латинскими
буквами.
Задача:
Длина прямоугольника 12 см , его ширина равна 6 см . Вычислите периметр и
площадь прямоугольника.
Образец
краткой записи и решения задачи:
Длина –12 см
Ширина – 6 см
Периметр -? см
Площадь - ? см2
(12+6) х 2=36 (см)
12 х 6=72 (см2)
Ответ: Периметр-36 см , площадь=72 см2
а – 12 см
в – 6 см
Р - ? см
S - ? см2
Ответ:
Р=36 см, S=72 см2
Чертить фигуру следует
лишь тогда, когда это требует условие задачи.
4.5. При оформлении
математического диктанта следует соблюдать следующие требования:
·
записывать
только ответы в строчку через запятую, отступая одну клетку;
·
рядом
с числом писать наименования единиц измерений и предлоги на, в ... раз.
Образец: 675, 564, на 78, в 7 раз.
V. ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОДДЕРЖКА
5.1. Учителя обязаны довести до сведения учащихся и
родителей настоящее Положение.
5.2. Администрация школы определяет в плане ВШК
периодичность проверок по выполнению единого орфографического режима и доводит
график проверок до сведения педагогического коллектива.
Комментариев нет:
Отправить комментарий